Блоки цилиндров двигателей 4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE, 4A-GE имеют много общих конструктивных особенностей и большинство однотипных (взаимозаменяемых) деталей. Это в первую очередь касается:

  • Формы и компоновки самого блока цилиндров
  • Конструкции и способы установки коленчатого вала
  • Конструкции и места установки масляного насоса, ведущая шестерня или ротор которого, расположены на носке коленчатого вала.
  • Способы уплотнения хвостовика коленчатого вала
  • Формы и способа установки задней пластины двигателя

Наибольшие отличия между рассматриваемыми двигателями имеет 4A-GE.

Блок цилиндров двигателя 4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE, 4A-GE

Проверка осевого зазора шатунного подшипника

Часовым индикатором замерьте осевой зазор кривошипной головки шатуна, перемещая головку вперед-назад по шатунной шейке коленчатого вала. Осевой зазор:

  • номинальный……0,15 — 0,25 мм
  • максимальный……0,30 мм

Если осевой зазор превышает допустимый, замените шатун или коленчатый вал.

Не путайте верхний и нижний вкладыши

Проверка зазора шатунного подшипника

Зазор шатунного подшипника:

  • Номинальный….0,020 — 0,051 мм
  • Ремонтный….0,25 мм
  • 4A-GE…..0,019 — 0,073 мм
  • остальные двигатели…..0,019 — 0,065 мм
  • Максимальный……0,08 мм

Если зазор превышен замените вкладыши, при необходимости перешлифуйте шейки или замените коленчатый вал. При использовании вкладышей номинального размер следует иметь ввиду три размерных группы, помеченные номерами «1»,»2″,»3″. При этом выступ на крышке шатуна должен быть направлен к передней части двигателя.

Номинальные размеры вкладышей по их толщине:

Метка «1»….1,486 — 1,490 мм

Метка «2»….1,490 — 1,494 мм

Метка «3»….1,494 — 1,498 мм

Ремонтного (0,25мм)…1,607 — 1,613 мм

Проверьте индикатором осевой зазор коленчатого вала:

Номинальный зазор…0,020 — 0,220 мм

Максимальный зазор…0,30 мм

Если больше — замените упорные полукольца (толщина упорных полуколец: 2,440 — 2,490 мм).

Зазор коренного подшипника

Номинальный (4A-GE)…0,015 — 0,045 мм

Номинальный (остальные)….0,015 — 0,033 мм

Ремонтный (4A-GE (0,25 мм))…..0,015 — 0,053 мм

Ремонтный (остальные)….0,016 — 0,056 мм

Максимальный (4A-GE)….0,08 мм

Максимальный (остальные)…0,10 мм

При замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы. Если номер размерной группы вкладышей невозможно определить, подбор необходимого вкладыша осуществляют путем складывания числа размерной группы коленчатого вала. Существуют 5 размерных групп. При замене блока цилиндров номинальный зазор в коренных подшипниках может составить 0,015 — 0,045 мм. Если зазор больше допустимого, замените вкладыши.

После разборки блока цилиндров проверьте поверхность стыка блока цилиндров с головкой на неплоскостность, с помощью прецизионной линейки и плоского щупа. Максимальная неплоскосность: 0,05 мм. Если больше, замените блок или отдайте на шлифовку (может помочь только ненадолго).

Номинальные и максимальные значения диаметра поршня (мм):

Поршень

4A-f, 4A-fe

некоторые модели 4A-fe поздних выпусков

4A-GE

5A-fe
Номинальный, метка «1»

80.93-80.94

80.905-80.915

80.98-80.90

78.605-78.615
Номинальный, метка «2»

80.94-80.95

80.915-80.925

80.90-80.91

78.615-78.625
Номинальный, метка «3»

80.95-80.96

80.925-80.935

80.91-80.92

78.625-78.635
Ремонтный (+0,5 мм)

81.43-81.46

81.405-81.435

81.39-81.42

79.195-79.135